Можно ли захватить мир с чердака дома, расположенного в русской глубинке? Удивительный пример подает художник Владимир Любаров.
Ему под силу придумать и воплотить в красках героев любимых с детства книг и оживить «Русские пословицы», создать на полотнах самобытный мир деревни и с легкостью заселить его реалистичными героями и мифическими персонажами.
Биография автора
Неожиданные повороты сюжета и вдохновляющие встречи – чего только не было на пути художника. С нежностью и теплом он вспоминает врезавшиеся в память фрагменты. Например, как спал в детстве в корыте или как любимый «Москвич» заглох неожиданно в глубинке, где суждено было семье художника обрести второй дом.
Удивителен и тот факт, что свою карьеру он начал с необычной должности – работал маляром на авторемонтной базе. Плакат с надписью «На территории автобазы курить строго запрещается!» понравился директору, который признал талант автора и сказала, что наконец-то прислали на работу настоящего мастера.

2018 г. Холст, масло, 90 х 100 см
Член союза художников России Владимир Любаров владеет виртуозно не только кисточками и красками, но и словом – пишет короткие рассказы, наполненные добрым юмором и житейской мудростью. В 2011 году издана книга «Рассказы. Картинки», в 2014 – «Праздник без повода». Познакомиться с творчеством автора можно на его официальном сайте.

Ранние годы
Шел 1944 год. Красная Армия пробиралась по Европе, освобождая один город за другим. Советские солдаты подошли к границам Германии. Жизнь возвращалась в привычное русло – Москва оживала. Наконец-то с домов исчезли тревожные маскировки, в столицу привезли эвакуированные картины и скульптуры.
О том, что война продолжается, напоминали карточки на продукты, но жители города уже чувствовали, что победа не за горами. В удивительное время эмоционального подъема после тяжелейших испытаний появился на свет Вова Любаров. Будущий известный художник родился 4 сентября 1944 года в обычной семье советских служащих.
Детство мальчика прошло в Замоскворечье на улице Щипок. Ее протяженность меньше километра, но почти каждый дом здесь – со своей удивительной историей. Застраивать район начали в 1812 году. В XIX веке на улице находилась Александровская больница, каменные особняки, уютные деревянные домики, мельницы. Некоторые из старинных построек можно увидеть и сегодня.
Семья будущего художника жила в коммунальной квартире. В крошечной проходной комнате, где Вова ютился с родителями, места было так мало, что спать мальчику приходилось в оцинкованном корыте, которое также использовали в хозяйстве. Как признается сам автор, свою необычную колыбель он нежно полюбил и запомнил на всю жизнь.

Все его детство прошло под знаком войны. Во дворе мальчишки постоянно играли в войнушку. Когда начал рисовать, Владимир Любаров ответить затрудняется – так давно это было. Зато точно помнит, что героями первых рисунков были солдаты. Советские всегда побеждали.
Участь немцев была незавидной – поверженные враги лежали на его рисунках в луже собственной крови. Был у художника и фирменный штрих. Сверху картинки делал неизменно «каляку-маляку». Взрослые удивленно спрашивали, что же это такое нарисовано, на что мальчик серьезно отвечал, что это дым. В каждом фильме о войне такой дым был на поле боя во время стрельбы.
О том, что идет набор в художественную школу, 11-летний Вова Любаров узнал из новостей по радио. Мальчик сразу же заявил маме, что хочет там учиться. Мама сначала в способности сына не очень-то верила, но под его напором сдалась. Самостоятельный Вова сам на трамвае доехал до школы при институте имени Сурикова и записался на экзамен.
Вступительное испытание будущий художник сдал без труда. Нарисовал полного мужчину и объяснил, что это – Садко. Экзаменаторы удивились, почему былинный герой изображен такими толстым. Художник позже в интервью признался, что сам всегда был худым, а мечтал выглядеть так, как герои на его рисунках.

График и иллюстратор
В духе советского реализма творить после шести лет в художественной школе он не хотел – не лежала душа свободолюбивого художника штамповать портреты передовиков производства. В тот момент его захватили книги – Владимир Любаров читал на одном дыхании классическую литературу и мечтал создавать иллюстрации для любимых произведений.
Решено было поступать в Московский полиграфический институт. Выбрал факультет художественного оформления печатной продукции. Там начинающий мастер учился у выдающихся советских мастеров. Одним из его педагогов стал известный иллюстратор и талантливый театральный художник Андрей Гончаров.

Завершив обучение, мужчина воплотил заветную мечту – начал оживлять персонажей, создавая яркие иллюстрации. Искусство оформления книг далось ему с легкостью. Советская культура была жестко очерчена рамками цензуры. Книжная графика в то время была оазисом – работы художников проверяли не часто. Двадцать лет Владимир Любаров посвятил иллюстрированию журналов и книг отечественных и зарубежных авторов от Вольтера до Гоголя.
От графики к живописи
Художник успешно работал над журналом «Химия и жизнь» с начала 70-ых до середины 80-ых годов. В этом издании печатались прогрессивные авторы – например были в нем произведения братьев Стругацких. Владимир Семёнович Любаров стал главным художником и собрал команду талантливых единомышленников, в которую входили Сергей Тюнин, Михаил Златковский, Гариф Басыров и другие. В 1988 году вместе с Аркадием Стругацким создал первое в России частное издательство «Текст». До начала 90-х он оформил и проиллюстрировал уже более ста книг.

Стилистика и влияние классиков
Каждая картина автора врезается в память. На творчество автора оказали влияние русский фольклор и народное творчество. Многое он подметил и у классиков живописи. Сюрреалистичные образы перекликаются с работами Магрита, в еврейской теме читается влияние образов Шагала, трогательная наивность напоминает чем-то манеру Пиросмани. Брейгелевские образы иногда угадываются в изображениях толпы, а при взгляде на портреты вспоминаются картины Босха.

2016 г. Холст, масло, 70 х 70 см
Необычные картины автора
Автор называет свои работы ласково и просто – «картинки». На полотнах с легкой руки мастера реалистичные герои уживаются со сказочными. Тракторист дядя Вася общается с русалкой, а рядом с влюбленной деревенской парой прогуливается сказочная корова. Особое настроение передает манера изображения – легкая, с детской непосредственностью и любопытством художник заглядывает в мир своих героев.
До 2014 года у художника вышло семь серий. «Основано на реальных событиях» – так иногда пишут в кино. Картины Владимира Любарова, конечно, в жизнь воплотить получится вряд ли, да и нет у задуманных сюжетов таких целей. Однако много пересечений с творческим путем художника найти на полотнах можно. Первая серия названа «Деревня Перемилово в честь реально существующей деревни, с которой жизнь мастера тесно связана с начала девяностых годов.

Супруги Любаровы решили купить дачу. Поиски продолжались долго – никак не получалось найти подходящий вариант. По объявлениям иногда уезжали далеко от Москвы. Однажды даже оказались в 200 километрах от столицы во Владимирской области. Искали село Ивановское, но заблудились. Внезапно рядом с незнакомой деревенькой «Москвич» художника предательски заглох. Ничего не поделаешь – пришлось идти за помощью к местным жителям.
На смену расстройству от мелких неприятностей пришла внезапная радость – оказалось, что тут продается подходящий дом. Природа впечатлила, а простые в общении и отзывчивые местные жители произвели приятное впечатление. Рекомендованный к просмотру дом оказался кривой, но крепкий. Семья в нем переночевала. Обдумав все, решили остаться. Так Перемилово стало вторым домом художника, а затем появилось и на его полотнах.
«Уйти в «деревенский астрал» у меня получается еще не так хорошо, как у местных, но все же есть нечто, что нас роднит, – рассказывает мастер. – Мы все работаем руками. Они чинят избу, копают грядки, плотничают, а я вожу по картине кисточкой».
Первый цикл «Деревня Перемилово» включил в себя 300 живописных и графических работ. Сейчас в глубинке мужчина живет почти круглый год – картины пишет в мастерской на чердаке. Тут появились серии «Физкульт! Привет!», «Едоки», «Наводнение» и другие.
Ангелы и люди
Иногда на полотнах художника можно встретить ангелов. Например, на картине 1999 года «Ангел-хранитель» босой мужик в залатанном костюме несет на руках крохотную фигурку. Малыш с крыльями трогательно прижимается к нему. Куда направляются герои, они недавно встретились или давно знакомы – история наполнена тайнами.

При знакомстве с ней возникает ощущение безысходности и щемящей тоски. Но авторам созданы и совершенно другие по настроению «картинки». В его фантастическом мире всегда есть место иронии и гротеску, а музой может стать даже дородная деревенская женщина.
Еврейское счастье
Одна из серий называется «Еврейское счастье». В Перемилово внезапно появились жители новой национальности. Как появилась такая необычная идея?
Когда художник работал в издательстве «Текст», его приглашали на книжные ярмарки в Европу. Во время одной из таких поездок организаторы прямо с самолета увезли Владимира Любарова на открытие и напоили бельгийским пивом. Утром художник вышел из гостиницы с тяжелой головой и увидел человека в черной шляпе с длинной бородой. Потом еще одного такого же. В голову стали лезть нехорошие мысли – чем же таким напоили накануне?
Но все оказалось прозаичнее – мужчину поселили на углу еврейского квартала. У советского гражданина был настоящий культурный шок. Позже он решил оживить Перемилово необычным способом. Тем более, оказалось, что во Владимирской области рядом до революции был уезд – триста еврейских домов. Поэтому долго он не думал – новые жители с легкостью заселили уютную деревеньку.





Словосочетание «еврейское счастье» он впервые услышал от бабушки. Так она называла собственную жизнь. Муж – отчаянный картежник – отправился на заработки в Америку. Он вернулся только через двенадцать лет и без денег. Привез кожаное пальто и американские кальсоны. Рассказывал, что деньги забрали чекисты на корабле. Все это время бабушка самостоятельно поднимала четырех детей. Вот такие житейские сложности она и называла «еврейским счастьем» крупного масштаба.
Выставки Владимира Семеновича Любарова
Российский художник знаком жителям многих стран. С его работами познакомились жители Германии, Люксембурга, Франции. Неоднократно его работы вставлялись и в России – в Третьяковской галерее, Русском музее, музее истории Санкт-Петербурга и Литературном музее.


Если сравнивать живопись с литературой, то вряд ли получится выбрать один жанр. Смесь притчи, басни, сказки, сатирического рассказа – каждый увидит в творчестве художника что-то свое.

Искрометный юмор, внимательность к деталям, детское любопытство и непосредственность – таким представляется автор изумленным зрителям, которые в первый раз увидели его работы. Тут все как в жизни – многообразие передается не цветами и четкими формами, а едва различимыми оттенками и не всегда сразу заметными, но важными для понимания смысла деталями.
Глазами Владимира Любарова на мир русской глубинки посмотрели жители разных стран – книга «Русские пословицы» с его иллюстрациями вышла сначала в Англии, потом в США. Персональные выставки российского художника и графика тепло приняли в Европе. Его работы хранятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея.
В статье использованы картины с официального сайта автора www.lubarov.ru.
Читайте далее:
Мне очень нравятся его картины ,в некоторых картинах хранится большой смысл, и не каждый этот смысл понимает.
Прелесть! Я просто влюбилась в этого художника!