Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов

Что такое импрессионизм

Каждая картина в стиле импрессионизм, – как зарисовка из открытого окна. Последователи этого направления предпочитают работать на свежем воздух, чтобы сохранить мимолетность будничных пейзажей и очарование естественных портретов.

Камиль Писсаро, «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»
Камиль Писсарро, «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»

Что это вообще такое

Это слово произошло от французского «impressionnisme», что значит «впечатление». Краткое определение – это направление в искусстве, появившееся в 60 годы 19 века во Франции и получившее развитие в начале 20 столетия. Художники-импрессионисты стремились сохранить на полотне момент, передав не просто вырванное из истории мгновение. Их цель – показать подвижную и переменчивую картинку реального мира. Серьезное внимание уделялось передаче света и тени.

Мэри Кассат "Мама играет с ребенком"
Картина художницы Мэри Стивенсон Кассат “Мама играет с ребенком”.

Представители импрессионизма экспериментировали, выбирая непривычные ситуации и новые ракурсы. До появления стиля предпочтение в живописи отдавалось картинам на исторические и религиозные темы. Натюрморт и пейзаж популярностью не пользовались. Но эти художники изменили положение вещей.

История импрессионизма

Давайте узнаем про возникновение импрессионизма. У истоков движения стояли Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и Фредерик Базиль. Свое название течение получило от работы Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (в оригинале – «Impression, soleil levant»). Это полотно, написанное в 1872 году, ценители прекрасного увидели не сразу. Работа была выставлена с апреля по май 1874 года в мастерской художника Надара.

Художники импрессионисты и история этого течения
Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца»

Выставку посетил журналист Луи Леруа. Картина произвела на него неприятное впечатление. С легкой руки Луи новый стиль получил название «импрессионизм». Критик опубликовал в журнале «Le Charivari» язвительный фельетон, посвященный Салону Отверженных. Свое пренебрежительное отношение автор передал даже в заголовке. «Выставкой импрессионистов» публикацию он назвал из-за небрежной манеры последователей направления. Художники не растерялись и решили использовать название, которое спустя годы утратило свой отрицательный смысл.

Картина "Балетные сцены" Эдгар Дега
Эдгар Дега. Картина “Балетные сцены”

Общество отреагировало на новый стиль неоднозначно. Зрители пребывали в шоке – на полотнах вместо привычных образов и сюжетов импрессионисты сохраняли мимолетность мгновения. Публика негодовала выбору героев картин – видеть дам легкого поведения на полотнах высший свет не хотел. Поэтому неудивительно, что картины в стиле импрессионизм покупали неохотно, а художников обвиняли в аморальности. Сегодня критики удивляются оценкам предшественников. Пейзажи Камиля Писсарро или натюрморты Моне аморальными назвать сложно.

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы"
Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”

Некоторым живописцам повезло. Творчество Клода Моне, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро сделало их знаменитыми при жизни. Но есть и грустные истории. Альфреду Силей не так повезло – признание пришло посмертно.

Французский импрессионизм

Истоки

Живописцы стремились передать реальность с помощью ярких красок и промежуточных тонов еще в эпоху Возрождения. Их манеру переняли испанцы. На Ренуара и Мане влияние оказали Эль Греко, Гойя и Веласкес.

Тени на полотнах Рубенса цветные, используются прозрачные промежуточные оттенки. Черного в работах художника не найти – этот принцип в будущем переняли импрессионисты. В новом направлении искусства также прослеживался английский отпечаток. Клод Моне, Писсарро и Сислей изучали великие работы пейзажистов Лондона в годы франко-прусской войны. Предшественником нового стиля называют Эжена Делакруа. Он одним из первых художников пытался передать на полотне движение. Для этого живописец экспериментировал с насыщенностью красок и способами нанесения мазков.

На французский импрессионизм в живописи влияние также оказало японское искусство, с которым жители Парижа познакомились в 50-ые годы 19 века. Во Франции прошли выставки гравюры. Неизгладимое впечатление на импрессионистов оказали работы Хокусай, Утамаро, и Хиросиге. Французские художники удивились необычным смещениям композиций и композициям с наклоном, а также схематичности в передаче форм.

Творчество Делакруа
Творчество Делакруа

Особенности стиля impressionism

Художники Франции передавали мир не как серию застывших картинок, а как выхваченные из жизни моменты в движении. Импрессионист не уставал любоваться одинаковым сюжетом в разное время года и суток, пытаясь сохранить его переменчивость в зависимости от погоды и освещения. Живописцы придумали способы, которые мастерски передают происходящие вокруг изменения. Чтобы оценить их творческие решения, достаточно изучить следующий список работ:

  • цикл «Бульвар Монмартр» (Камиль Писсарро);
  • «Луан в Сен-Мамме» (Альфред Сислей);
  • «Качели» (Огюст Ренуар);
  • «Оперный проезд. Эффект снега» (Камиль Писсарро);
  • «Терраса в Сент-Адресс» (Клод Моне).
Клод Моне, «Терраса в Сент-Адресс»
Клод Моне, «Терраса в Сент-Адресс»

Импрессионизм – это ожившие картины. На полотнах падают дождь и снег, дует ветерок, передвигаются по небу облака. Чтобы передать атмосферу реальности, художники импрессионисты работали обычно на открытом воздухе.

Творческим экспериментам поспособствовало появление специальных туб. Краски в них долго не засыхали. На смену кожаным мешочкам приходит упаковка из стали.

Черты стиля:

  1. Вместо исторических, библейских и литературных сюжетов появляются будничные и современные зарисовки.
  2. Импрессионисты в своих работах отказываются от важных социальных проблем.
  3. Объектом изображения становятся люди, которые праздно проводят свободное время. Они гуляют в садах, сидят в кафе, танцуют. Возникает ощущение, что вся жизнь – серия маленьких праздников.
  4. Большое внимание уделяется изменчивым городским пейзажам.
  5. Особенности стиля также заключаются в отказе от контуров. Художники заменяют их отдельными мазками.

В 80-ые годы 19 века французские импрессионисты активно экспериментируют в данном направлении живописи. Появляются новые разновидности и художественные группы. Живописцы предпочитают классической смеси красок чистые цвета. Четкие контуры и контрасты исчезают с полотен.

Клод Моне. «Скалы в Этрета»

Три шедевра мировой живописи

Почему критики в штыки приняли новое направление? В чем заключался вызов обществу? Попробуем разобраться в новаторских методах трех самых известных художников – рассмотрим лучшие картины импрессионистов.

Эдуард Мане

Один из главных вдохновителей французских импрессионистов – Эдуард Мане. Революционными мыслями он не отличался. Художник надеялся получить признание в обществе и рассчитывал на официальные награды. Однако публику новые сюжеты шокировали. Тех, кто бросил вызов устоям, приняли не сразу. Вместо богинь Древней Греции с полотен Мане смотрели куртизанки. Картина «Завтрак на траве» – фрагмент из жизни двух состоятельных мужчин, которые отдыхают в компании дам легкого поведения. Работа вызвала порицание, ее сочли вульгарной и запретили к просмотру беременным. Хотя такой досуг – не диковинка для мужчин во Франции конца 19 века, открыто о таком не говорили. Поступок художника схож с вызовом консервативному обществу.

Эдуард Мане. "Завтрак на траве"
Эдуард Мане. “Завтрак на траве”

«Женщина с зонтиком в саду», Пьер-Огюст Ренуар

Полотна Ренуара пропитаны светлыми эмоциями – его не зря считают одним из самых оптимистичных импрессионистов. Он сохранял яркие повседневные моменты, не используя в работе черный цвет. Художник предпочитал писать людей. Замысловатых сюжетов, как и у других последователей направления, у него нет. Огюст Ренуар говорил, что счастлив возможности рисовать букеты и не размышлять подолгу над названиями, ведь история для импрессионистов неважна.

Пьер-Огюст Ренуар. "Женщина с зонтиком в саду"
Пьер-Огюст Ренуар. “Женщина с зонтиком в саду”

«Бульвар Капуцинок», Клод Моне

Основателем импрессионизма считают Клода Моне. Этому стилю он оставался верен до самой смерти. Если внимательно изучить полотна живописца, становится понятно, что художник писал не портреты и пейзажи. Его творчество – невероятные конструкции из пятен и бликов. Критики выделяли городские пейзажи, выполненные Клодом Моне. Движения он умудрялся передавать при помощи зыбкости изображения.

Клод Моне. "Бульвар Капуцинок в Париже"
Клод Моне. “Бульвар Капуцинок в Париже”

Новый стиль в литературе, музыке и фотографии

Этот стиль получил распространение и в других сферах искусства. В литературе для этого стиля характерны следующие черты:

  • выражение эмоций и впечатлений автора;
  • отсутствие сюжета;
  • изображение жизни в моменте;
  • мысли заменяются восприятием автора.

Основные черты и описание стиля содержатся в работе братьев Гонкур «Дневник». Кратко охарактеризовать живопись можно с помощью одной фразы из произведения: «Видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство».

Ключевой принцип натурализма – верность себе. Реальность зависит от восприятия каждого отдельного человека и его темперамента. Лучше всего это выражено в произведениях Эмиля Золя – он мастерски описывал звуки и запахи.

Символисты напротив отказывались от материального в своем стремлении к идеалу. Они уделяли внимание сиюминутным впечатлениям, раскрывали через детали истинную сущность вещей. Выдающийся пример импрессионизма в поэзии – «Романсы без слов» Поля Верлена. Влияние этого течения распространилось и на творчество авторов из России – Иннокентия Анненского и Константина Бальмонта.

В музыке этот стиль появился с легкой руки композитора из Франции Эрика Сати. В 1886 и 1887 годах он представил на суд публики две работы, в которых содержатся все особенности стиля, – «Три мелодии» и «Три сарабанды».

Импрессионизм в фотографии не менее интересен, чем в других видах искусства. Авторы стараются поймать мгновения переменчивого мира (impressions) и передать впечатления от них. Съемка проводится в разное время суток – освещение помогает в передаче важных нюансов. На рубеже веков были популярны работы Анны Бригман из Америки и Пихие из Австрии. Оба фотохудожника увлекались ритмом линий и экспериментировали со световыми эффектами.

Проявление в фотографии
Появление этого течения в фотографии

В нашей стране о новом направлении в фотографии заговорили в 1912 году, когда в издании «Солнце России» опубликовали посвященную ему статью. Материал проиллюстрировали снимками авторов из Мюнхена. На фото – размытые силуэты, прозрачные полутона, раздробленная композиция. В дело шли специальные объективы и фильтры. Фотографы играли с водой и другими зеркальными поверхностями. Оптических искажений удавалось добиться благодаря экспериментам во время печати.

Развитие этого направления в России

Русское направление отличается от классического, представления о котором родились в 19 веке во Франции. Художники уделяют большее внимание смыслу, а динамику стараются передавать напротив меньше. Они не только делают упор на описание увиденного, но и стараются сохранить ощущение от пережитого, оценить происходящее.

Импрессионизм в России отличается этюдностью. Работы как будто не до конца завершены, но от этого они лишь приобретают особый «трепет жизни». Под влиянием стиля оказались следующие русские импрессионисты:

  • Исаак Левитан;
  • Константин Коровин;
  • Валентин Серов;
  • Станислав Жуковский;
  • Зинаида Серебрякова;
  • Леонид Пастернак.

Современный импрессионизм в России известен живописью Бато Дугаржапова. Он родился в Читинской области в 1966 году. За плечами выдающегося художника обучение в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Бато Дугаржапов посещает российские и американские ярмарки, его работы выставлены в музеях разных стран мира и частных коллекциях.

Картина Бато Дугаржапова
Картина Бато Дугаржапова

Живописец расписывал купол алтаря в Храме Христа Спасителя. Также он принимал участие в оформлении храма в честь Казанской Иконы Божией Матери. Его современные работы запоминаются яркой палитрой – художник применяет чистые тона и использует большую палитру цветовых оттенков. Критики сравнивают его полотна с таинственными новеллами, которые наполнены широким спектром эмоций и впечатлений. При просмотре работ с монитора, рекомендуется отойти подальше от экрана для лучшего восприятия.

Российский импрессионизм

Отличие импрессионизма от других направлений

Параллельно со стилем, вызвавшим такие жаркие дискуссии в обществе, развивались и другие направления. Постимпрессионизм и экспрессионизм нашли почитателей в разных странах.

Критики сравнивают импрессионизм и постимпрессионизм. Постимпрессионисты передавали не только сиюминутные впечатления от увиденного. На их полотнах отражаются длительные состояния. Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген использовали различные техники, но отталкивались в своем творчестве от импрессионизма.

Берта Моризо "Игра в прятки"
Берта Моризо “Игра в прятки”

Импрессионизм и экспрессионизм нередко путают, но это обусловлено в основном схожестью названий. Разница значительная. Экспрессионизм появился через 40 лет. Художники поднимают тему несовершенства мира – человек на их полотнах чувствует себя неуютно в уродливом мире. Это течение считают пессимистичным, ведь его переполняют апокалиптические идеи. Пропорции осознанно удлиняются, а краски используются резкие и драматические.

Чем импрессионизм является для ценителей искусства сегодня? Солнечные краски настраивают на позитивный лад и помогают с помощью живописи подкорректировать отношение к действительности. Бессюжетные картины отличаются легкостью и воздушностью, учат ценить каждый момент и любоваться окружающим с удовольствием.

Читайте далее:
Сохранить статью?
Добавить комментарий