Живопись

Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?

Постимпрессионизм в живописи, краткое описание

«Размышление с кистью в руках» – так говорил о своем творчестве Поль Сезанн. Его слова как нельзя лучше характеризуют постимпрессионизм. Художники перестали видеть суть искусства в фиксации моментов. Целью становится глубокое изучение происходящего и передача собственного восприятия от увиденного.

Поль Гоген "Женщина, держащая плод"
Поль Гоген «Женщина, держащая плод»

 

Определение этого направления

Что такое постимпрессионизм? Так называют направление во французской живописи, появившееся во второй трети 19 века. Место будничных стоп-кадров без сюжета занимают осмысленные живописцами истории, и их картины становятся рассказами о сокровенном.

Поль Гоген раскрывал суть искусства, сравнивая его с зеркалом. Представитель постимпрессионизма увлекался не внешним, а внутренним. Художники задумываются о том, как вернуть в живопись содержание, которому не придавали значения импрессионисты.

Сам термин «постимпрессионизм» появился благодаря критику из Англии Роджеру Фрайю. Он дал такое название направлению в 1910 году после посещения выставки в Лондоне, где познакомился с работами Ван Гога, Сезанна, Сера и других живописцев.

Новый стиль возник в конце 19 века. В 1886 году произошло два важных события в мире искусства – последняя выставка импрессионистов и публикация «Манифеста символизма», подготовленного французским поэтом Жаном Мореасом.

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи развивались параллельно. Новое направление вобрало в себя черты предшественника, но некоторые принципы художники-постимпрессионисты отвергали категорически. Целью искусства они считали поиск новых выразительных средств, лучше подходящих эпохе. Живописцы большее внимание стали уделять философским вопросам. Общей программы и школы не появилось, определение тоже не сформировалось, но всех художников объединяла заинтересованность идейно-нравственными ценностями.

«Ирисы», Ван Гог
«Ирисы» Ван Гога

 

Особенности направления

Последователи стиля в отличие от натуралистов отказались сохранять на полотнах только видимое. Постимпрессионисты обратились к импрессионизму, который начался с творчества Клода Моне. Они активно использовали знания предшественников, но различия появились быстро. Техника живописи, способы нанесения мазков, тонкости передачи цветов, работа на открытом воздухе – все это оставалось одинаковым. Основные особенности постимпрессионизма связаны с философскими вопросами.

Отличие заключается в нежелании посвящать творчество сиюминутным ощущениям. Если кратко, для живописцев на первый план выходит состояние художника, а не желание подражать природе. Импрессионист задумывается, в каком мире он живет, как вернуть прошлые художественные традиции.

Характерные черты постимпрессионизма

  1. Драматизм в восприятии жизни (исключение – скандинавское направление).
  2. Представители нового стиля в живописи передавали эмоции и настроения с помощью абстракции.
  3. Кроме запоминающейся цветопередачи для стиля характерны оптические эффекты и особый порядок расположения объектов.
  4. Каждый живописец искал собственные методы переработки импрессионизма, добавляя те особенности, которых не хватало направлению на его взгляд.
«Башмаки», Ван Гог
«Башмаки», Ван Гог

 

Винсент Ван Гог

Нидерландский живописец Винсент Ван Гог – один из самых известных представителей направления. Его творчество повлияло на развитие искусства 20 века, хотя при жизни Ван Гога и не было предпосылок к такому. Критики принимали творчество гения холодно. Бедность и неудачи в любви довели его до сумасшествия и самоубийства.

Винсент Ванг Гог давал свое определение живописи. Он считал, что настоящие художники не повторяют вещи такими, какие они есть, а чувствуют себя этими предметами, поэтому и творят. Работы Ван Гога – проекции эмоций или впечатлений. Он болезненно ощущал несправедливость жизни, сочувствовал окружающим. Художник постоянно находился в конфликте с миром буржуазии. Драматичный взгляд на вещи отразился и в творчестве.

Автопортрет Ван Гога
Автопортрет

Ван Гог появился на свет в маленьком голландском городе Грот-Зундерте в семье пастора. Увлечение живописью началось с 16 лет – в этом возрасте юноша стал помогать торговцу картинами. Вопросы религии серьезно увлекали будущего художника. Он выступал с проповедями перед шахтерами. Однако произошел конфликт с властями. Винсенту Ван Гогу пришлось вернуться в отчий дом.

После этих событий художник решает посвятить жизнь творчеству. Для него постимпрессионизм – это больше, чем искусство. На полотнах того времени появляются обездоленные герои – крестьяне, шахтеры и землекопы. Отец в штыки воспринял желание сына поднимать социальные вопросы. Из-за конфликта на этой почве художник вынужден переехать из родного города в Париж. В столице Франции жил его брат Тео, который поддержал живописца.

«Пейзаж в Овере после дождя», Ван Гог
«Пейзаж в Овере после дождя»

Художник познакомился с японскими гравюрами и творчеством Делакруа. Серьезное впечатление на него произвели работы Гогена, Писсаро и Бернара. Ван Гог приходит в восторг от импрессионизма, участвует в выставках. На полотнах того периода важное место занимают светлые тона и яркие краски.

Из Парижа в 1887 году художник переезжает в город Арль на юге страны. Работа кипит – за следующие 12 месяцев художник написал 200 полотен. Сначала живописец работает вместе с другом Гогеном, но из-за постоянных ссор приятели не в силах работать в одной мастерской.

Душевное состояние Ван Гога ухудшается из-за конфликтов, негативных оценок критиков, голода и безденежья. Постимпрессионист однажды сорвался и отрезал свою мочку уха. После этого инцидента пристанищем гения становится больница для душевнобольных. В клинике он продолжает писать картины. Творчество становится единственной отдушиной.

На полотнах сохраняются противоречивые чувства постимпрессиониста. Он восторгается миром вокруг, но постоянно тоскует и беспокоится. Мир вещей воплощает сомнения и страхи – предметы становятся отражением эмоций. Даже дом художник умудряется изобразить со свойственным ему драматизмом.

После лечения художник переезжает в Овер, где находится под наблюдением психиатра Гаше. Врач тоже увлекается живописью. Это обстоятельство позитивно сказывается на состоянии здоровья пациента. Ван Гог работает увлеченно, но все чаще чувствует себя одиноким и несчастным. Один из приступов завершается трагически – 29 июля 1890 года живописец сводит счеты с жизнью.

Винсент Ван Гог "Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой"
«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой»

Для творчества этого художника характерны яркие мазки. Некоторые из них расположены на картинах параллельно, другие – зигзагообразно. Иногда появляется ощущение, что гений наносит краски не кистью, а просто с силой выдавливает их на холст из тюбиков. Все объекты находятся в движении. Примеры не нужно долго искать. На полотнах ветер сгибает деревья, содрогаются скалы, Солнце неистово пылает, земля пульсирует.

Один из главных способов выражения эмоций – игра с цветом. Настроение постимпрессионист передавал при помощи сочетаний красок. Некоторые создают ощущение гармонии, другие напротив конфликтуют, вызывая дискомфорт и отторжение. Современники не оценили новый взгляд на творчество. Признание пришло только после смерти гения.

Можно приобрести о Ван Гоге книги в разных жанрах. Доступна и художественная литература, и биографии, и сборники писем живописца. Отдельного внимания заслуживает книга Ирвинга Стоуна «Жажда жизни».

Поль Сезанн

Этого художника называют «отцом постимпрессионизма». Сегодня полотна художника находятся в музеях по всему миру и уходят за баснословные суммы на аукционах. В отличие от Винсента Ван Гога признание французский художник получил при жизни. Но начинались истории живописцев одинаково – критики их творчество не жаловали.

Автопортрет Поля Сезанна
«Автопортрет»

Работы Поля Сезанна украшали первую выставку импрессионистов. После нее он вернулся в родной Прованс. В течение 20 лет художник вел затворнический образ жизни и работал не переставая. В результате 150 полотен, отправленных в Париж, были приняты молодым поколением тепло. Постимпрессионист работает над автопортретами, увлеченно пишет родственников и друзей. Он не оставляет без внимания пейзажи и натюрморты. Фантастические образы он ненавидит, считая, что жизнь важно показывать без прикрас.

«Пьеро и Арлекин», Поль Сезанн
«Пьеро и Арлекин»

Картина «Пьеро и Арлекин» посвящена двум людям искусства. Актеры изображены не на сцене, а перед выступлением. Полю Сезанну позировали сын и его знакомый. Натурщикам пришлось непросто – художник требовал часами оставаться неподвижными. Арлекин кажется гордым и недоброжелательным, а Пьеро опечаленным под грузом собственных мыслей. Понятно, что фигуры находятся в одном пространстве, но они настолько дисгармонично смотрятся рядом, что их сравнение кажется неуместным. Герои принадлежат параллельным мирам.

Поль Сезанн считал, что художник должен овладеть простыми формами, чтобы писать мастерски. В природе встречаются чаще всего конусы, цилиндры и шары. Разнообразие и богатство красок помогает завершить авторский замысел.

Поль Гоген

Поль Гоген начал заниматься искусством в зрелом возрасте. Он оставил службу в банке после 30 лет, чтобы посвятить время живописи. Сначала он писал под влиянием импрессионизма, но потом выработал собственный узнаваемый стиль. С 1891 года художник живет на Таити, где пишет полотна, вдохновленный безмятежностью местных жителей и экзотической красотой природы.

Французский живописец выбирает яркие краски. Орнамент на одежде пересекается с узором листьев. Изображенная женщина неразрывно связана с окружающим миром. Стиль Гогена называют ковровым из-за орнаментальности и плоскостности.

«Таитянские женщины на побережье», Поль Гоген
«Таитянские женщины на побережье»

 

Последователи постимпрессионизма

Постимпрессионизм оказал серьезное влияние на живопись в 20 веке. В искусстве выделяют следующие направления, которые развились под его воздействием:

  1. Направление Ван Гога. Художник отражает собственные чувства, а не бездумно срисовывает окружающие предметы. Для точной передачи палитры эмоций используются нестандартные цветовые решения и экспрессивные мазки.
  2. Пуантилизм. Изображение формируется в сознании зрителей благодаря специальным оптическим эффектам.
  3. Скандинавский постимпрессионизм. Это направление отличается несвойственным постимпрессионистам жизнелюбием, на полотнах преобладают яркие краски.
  4. Британский постимпрессионизм. Объектом творчества становятся зарисовки из будничной жизни, характерные для этого направления. Однако используются современные методы передачи эмоций.
  5. Канадское направление (другое название – группа семи). Художники писали пейзажи, уделяя большое внимание символам.
«Ночное кафе в Арле», Ван Гог
«Ночное кафе в Арле», Ван Гог

Постимпрессионисты воспользовались открытиями предшественников, но не остановились на их достижениях. Живописцы увлеченно продолжили поиски и эксперименты в искусстве. Каждая линия, форма и цвет служили для одной цели – все детали передавали чувства постимпрессионистов и их восприятие действительности.

Читайте далее:

Оставить комментарий